Что такое ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт выдвигает три группы требований:
-
требования к результатам освоения основной образовательной программы ;
-
требования к структуре основной образовательной программы ;
-
требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства, обеспечение преемственности образовательных программ, комфортных условий обучения и воспитания, повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Особенности ФГОС третьего поколения
Главная цель школьного образования – развитие у учащихся способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, формирование у них умений и компетенций самим организовать и оценить процесс обучения.
Новые ФГОС определяют четкие требования к предметным результатам по каждому учебному предмету, прописывают обязательства образовательного учреждения перед учащимися и родителями. Строго обозначено, какие темы должны освоить учащиеся по годам обучения, зафиксированы конкретные результаты (например, объем сочинения, словарный запас и т.д.) Упор сделан на то, как учащийся будет применять полученные знания на практике. В российских школах введут урок шахмат, второй иностранный язык. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Особые требования предъявляются к материально-техническому оснащению школ.
Деятельностный характер процесса обучения – отличительная особенность ФГОС. Овладение учащимися содержанием образования обеспечивается через организацию их познавательной и предметно-практической деятельности. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В современном ФГОС акцент сделан на развитие метапредметных и личностных навыков, подробно указывается, какими из них должен овладеть учащийся по каждой учебной дисциплине. В рамках учебного предмета определены виды работ для развития этих навыков (лабораторные работы, внеурочная деятельность и т.д.).
Определение в стандартах базового содержания программы воспитания, условий реализации программы коррекционной работы, уточнение минимального и максимального количества часов, необходимых для полноценной реализации программы, учет возрастных и психологических особенностей учащихся – все это не только создает условия для успешного учения, приобщает к творческой деятельности, но, в первую очередь, готовит учащихся к общественной жизни.
Образовательные стандарты третьего поколения – это уточнение и актуализация предыдущих версий. Сохранив в себе все преимущества действующих документов, они улучшат современную образовательную систему, конкретизируют цели и задачи обучения и воспитания.
ФГОС НОО
Нормативные документы
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Примерные рабочие программы начального общего образования
Методические материалы
- Междисциплинарная программа «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли (скачать файл )
- Организация воспитательного процесса в школе: проектирование и реализация воспитательных систем и программ
Полезные ссылки
- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования — http://www.apkpro.ru
- Инновационная образовательная сеть «Эврика» – http://www.eurekanet.ru
ФГОС ООО
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Примерные рабочие программы по предметам
Школьный уровень
Согласие родителей на обучение ученика по обновленным ФГОС НОО
Согласие родителей на обучение ученика по обновленным ФГОС ООО
ФГОС СОО
Нормативные документы по внедрению ФГОС СОО
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
- Приказ МО от 23.04.2020 № 01-21/689 Об утверждении порядка комплектования десятых профильных классов в общеобразовательных организациях Оренбургской области в 2020 году
- Приказ МО Оренбургской области от 05.02.2020 № 01-21/228 Об организации работы региональной рабочей группы по введению ФГОС среднего общего образования в ОО области в штатном режиме
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 465 от 03.09.2019 г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
Методические рекомендации по внедрению ФГОС СОО
- Введение и реализация ФГОС СОО в общеобразовательной организации
- ФГОС среднего образования. Введение…
- Учебный план профиля по ФГОС СОО
- Примерный учебный план среднего общего образования
ФГОС ОВЗ
Нормативные документы
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (№124-ФЗ от 24.07.1998)
- Приказ МО РФ «Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ» (№1598 от 19.12.2014)
- Приказ МО РФ «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью» (№1599 от 19.12.2014)
- Приказ МО РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» (№1309 от 09.11.2015)
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ (ВК-452/07 от 11.03.2016)